Версаль (Версальский дворец)

Версальский дворец (фр. Château de Versailles) – одна из французских королевских резиденций, которая была построена в пригороде Парижа, городе Версале, в XVII веке. Сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей не только во Франции, но и в мире.

Комплекс Версальского дворца, в который входят еще несколько «малых дворцов» и парк, является самым большим в Европе. Несмотря на пышность и размер, общий вид Версальского дворца целостный, он не создает ощущения нагромождения элементов и излишества, что позволило ему стать образцом для других монарших резиденций эпохи Возрождения. Но сам Версаль стал символом неумеренных и нерациональных трат государственных денег во времена самого пика абсолютной монархии. Этим дворец и интересен, так как вряд ли в ближайший исторический период где либо появятся резиденции, способные затмить собой Версаль.

История

История строительства Версальского комплекса достаточно проста, ее можно пересказать буквально одним предложением: король Людовик XIV на пике как собственного могущества, так и силы самой Франции, захотел новую резиденцию и построил ее. Но политическая подоплека и роль Версаля в мировой истории очень обширна и интересна.

Местность до начала строительства

Версаль был небольшим селом на некотором отдалении от Парижа, примерно в 20 километрах от центра французской столицы. Первое упоминание встречается в документе 1038 года, тогда им владел некий феодал Гуго де Версаль. Поселение находилось на оживленной дороге из Парижа в Нормандию, но чума и войны фактически уничтожили это село в последующие века.

Относящаяся непосредственно к королевскому дворцу история начинается в 1575 году, когда флорентиец Альберт де Гонди, сделавший карьеру при дворе Карла IX, получил в свое владение эти земли. Затем, в начале XVII века, в Версаль, по приглашению семьи Гонди, приезжал Людовик XIII на охоту. Местность очень понравилась королю и в 1624 году тут была построена небольшая охотничья королевская резиденция. После смерти последних представителей флорентийского рода земли переходят во владение короны.

Расширение версальского шато

В 1632 году, после присоединения земель Гонди, происходит первое расширение охотничьего дома. Были достроены два вспомогательных крыла, стена, закрывающая вход, четыре башни. Вокруг вырыли ров, а территория была защищена отдельной стеной. Таким образом, небольшой охотничий домик превращен в укрепленную загородную королевскую резиденцию. Тут проживает будущий Людовик XIV, ставший королем в возрасте 5 лет, коронованный лишь в 1654 году и начавший реально править только в 1661-м. К началу правления Людовика XIV будущий главный дворец еще больше расширился, появились два больших внешних крыла, несколько вспомогательных построек, обновлены внешние стены.

[Not a valid template]

Параллельно происходят политические процессы, которые и повлияли на то, что именно Версальский дворец в будущем стал местом постоянного расположения королевского двора. До 1661 году за короля правили его мать, Анна Австрийская, и министр – кардинал Мазарини. Будущий король, чудом переживший гражданскую войну – Фронду, понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но действовал предельно осторожно. Дождавшись смерти кардинала в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без помощи первого министра.

В том же 1661 году был арестован Николя Фуке, который занимал во Франции должность министра финансов, благодаря которой сделал себе огромное состояние и получил власть. Фуке как раз 1661 году завершил строительство личной резиденции, другого известного французского дворца – Во-ле-Виконт. Это поместье было арестовано, а занимавшаяся строительством тройка: Луи Лево (архитектор), Андре Ленотр (специалист по садам и паркам) и Шарль Лебрен (художник, занимавшийся также интерьерами) перешли на работу к Людовику, который был поражен красотой дворца главного финансиста.

Андре Ленотр также знаменит тем, что строил парк, позже ставший улицей Елисейские поля.

Строительство королевского дворца в Версале

Перестройка Версаля из загородного поместья в тот дворец, который мы видим сегодня, велась в три этапа, каждый из которых начинался в период между войнами, которые вел Людовик XIV. При этом полностью королевский двор переехал сюда из Лувра лишь в 1682 году, но де-факто король значительную часть своего времени проводил в Версале и до этого.

[Not a valid template]

Постройка новой королевской резиденции преследовала множество политических целей. Во-первых, Людовик XIV, поддерживающий абсолютизм, опасался измен и переворотов, потому предпочитал держать аристократическую верхушку поблизости. Во-вторых, находиться в Париже было опаснее, чем в загородной резиденции, если случится восстание среди народа. В-третьих, наличие у короля дворца такого уровня роскоши укрепляло его власть не только во Франции, но и на мировой арене. При Людовике XIV Франция находилась на вершине культурного, политического и военного могущества, а Версальский дворец стал одним из доказательств этого.

Первый этап

Работы первого этапа перестройки дворца и версальского парка начались в 1664 году, а завершились в 1668-м, так как Франция начала войну с Испанией. В это время замок и парк были расширены, чтобы иметь возможность принимать большое количество гостей, до 600 человек.

Второй этап

После завершения войны за Нидерланды, в 1669-м, начали вторую строительную кампанию в Версале, которая продлилась 3 года. Основные изменения – полная перестройка центральной части, которая раньше была охотничьим домиком.

Северное крыло было переделано в апартаменты для короля, а южное – для королевы. Западная часть была превращена в террасу, которая уже позже станет знаменитой Зеркальной галереей. Была обустроена и уникальная роскошная октагональная ванна, наполнявшаяся горячей водой. Верхние этажи заняли частные комнаты, а также апартаменты для королевских детей.

Интересно и очень необычно, что покои для короля и королевы имели одинаковые размеры и практически зеркальную планировку. Учитывая отношение Людовика XIV к своей жене, Марии Терезии, скорее всего, преследовалась политическая цель – в будущем объединить два королевства на равных условиях, но эти планы не удалось реализовать.

Третий этап

После завершения очередной войны, Голландской, в 1678 году началась третья кампания строительства Версаля, протянувшаяся до 1684 года. Именно во время нее на месте террасы была построена самая известная комната – Зеркальная галерея. Она соединила покои короля и королевы и прославилась своим роскошным оформлением, которое поражает даже сейчас, хотя на самом деле значительную часть элементов роскоши продали уже в 1689-м.

Из новых зданий в Версале появились два больших крыла, в которых расположилась оранжерея, покои принцев крови, а также комнаты для представителей дворянства, проживавших во дворце. Кроме того, именно в этот период значительное внимание уделили парковой части.

Главной исторической вехой стал 1682 год, когда королевский двор официально переехал в Версальский дворец из Лувра, а дворянство фактически обязали селиться рядом с королем, что привело к росту населения и благосостояния города Версаля.

Четвертый заключительный этап строительства

Долгое время в Версале ничего не строили, так как государственный бюджет сильно просел из-за войн, а в 1689-м году был принят эдикт о борьбе с роскошью и даже некоторая часть оформления королевского дворца была продана, чтобы спонсировать Девятилетнюю войну. Но через время после ее завершения в 1699 году, началась последняя строительная кампания Людовика XIV, которая стала самой длинной и закончилась в 1710-м.

[Not a valid template]

Ее основной целью стало строительство новой часовни, пятой для Версаля по счету. Кроме нее небольшие изменения вносились и в сам дворец, но они небыли значительными. В то же время здание часовни сильно повлияло на облик дворца, так как, из-за высоты и прямоугольной формы, изменило вид фасада, что вызвало критику даже в те годы. Но все же и архитектурный стиль барокко, и богатое внутреннее убранство сделало часовню Версаля одним из самых интересных элементов комплекса.

Версальский дворец после Людовика XIV

Людовик XV так же вносил изменения во дворец. Их масштаб несопоставим с работами его отца, но все же довольно значителен. Внутренние интерьеры основного здания были переделаны, в частности – ради строительства покоев для дочерей короля разрушили Лестницу Послов, единственную парадную лестницу дворца.

Из главных архитектурных новшеств этого периода обычно выделяют Малый Трианон, отдельный достаточно скромный дворец для фаворитки – мадам Помпадур, а также Королевскую Оперу. Проект постоянного театра на территории дворца появился еще при предшественнике, но именно Людовик XV нашел средства на театр, который на тот момент стал самым большим в Европе и который функционирует и сегодня.

Интересно, что Версаль посещал Петр I. Во время поездки его поселили в Большом Трианоне, отдельном замке для короля, предназначенном для отдыха от официоза. Русский император вдохновлялся дворцом при строительстве Петергофа, но не скопировал ни вид, ни стиль, а лишь общую идею.

Правление Людовика XVI отразилось, в первую очередь, на версальском парке. Его значительно переделали, главным образом потому, что многие деревья за сотню лет с момента посадки засохли. Также некоторые изменения были внесены в интерьеры и оформление фасадов.

После революции

С началом революции во Франции Людовик покинул Версальский дворец и поселился в Париже в Тюильри, а старая резиденция перешла под контроль жителей города Версаля. Руководство смогло защитить его от разграбления, Людовик XVI затем пытался вывезти мебель, но это не удалось сделать.

После ареста короля Версальский дворец опечатали, а затем составили план по уменьшению роскоши и дальнейшему использованию комплекса. Значительная часть мебели распродавалась на аукционах, кроме особо ценных экспонатов, которые были отправлены в музей. Сам дворец и прилегающие территории собирались продать или сдать в аренду, но в итоге его решили оставить во владении Республики и использовать «для общественного блага». Сюда свозились различные изъятые ценности, которые потом стали основой музейного фонда. Сам дворец при этом пришел в упадок, его восстановлением занялся Андре Дюмон, но даже потом элементы декора и интерьера продавались для покрытия государственных расходов.

Наполеон изменил статус Версальского дворца обратно на резиденцию правителя, хотя сам проживал не в основном здании, а в Большом Трианоне. Но экспонаты при нем были распределены по другим музеям. Также Версаль выполнял функции филиала Дома инвалидов, получив этот статус еще до прихода к власти императора.

[Not a valid template]
В XIX и XX веке дворец сыграл важную роль в истории. Тут была провозглашена Германская империя, затем подписан франко-прусский мир, а потом – известный Версальский мирный договор, положивший конец Первой мировой войне.

Глобальные изменения были внесены Луи-Филиппом I, который снова превратил Версальский дворец в музей, посвященный французскому величию. Этот статус фактически сохранен и до наших дней, хотя музей с того времени был реорганизован, а экспозиции выстроены исходя из научных, а не политических принципов. Многое для Версаля сделал его куратор Пьер де Нолхак, который не только преобразовал выставки, но и занялся восстановлением дореволюционного облика дворца.

Наше время

Сегодня Версальский дворец сохраняет статус музея и одной из главных достопримечательностей Франции, но параллельно за ним сохраняется ряд официальных государственных функций. В XX веке после Второй мировой войны пострадавший и запустевший Версаль пришлось восстанавливать на деньги, которые собирали со всей Франции. Для определенной рекламы тут проводились абсолютно все встречи между главами государств вплоть до 90-х годов.

Сейчас Версальский дворец финансово и юридически автономен, а прибыль ему приносят 5 миллионов человек, ежегодно посещающих эту французскую достопримечательность. Также от 8 до 10 миллионов посещают парк и сады Версаля.

[Not a valid template]

Стоимость строительства

Один из самых интересных вопросов, касающихся Версальского дворца, это стоимость его строительства. При этом дать однозначный ответ очень сложно, хотя сохранилось большинство финансовых документов.

Первоначальная перестройка охотничьего домика финансировалась на личные средства Людовика XIV, король в то время являлся феодалом, имел личные земельные наделы с которых получал прямой доход. Но потом строительство начало финансироваться, в том числе, из государственного бюджета.

Несмотря на однозначно высокую сумму затрат, при строительстве Версальского дворца его превращали во «французскую витрину» и все материалы, декор, отделка и другие элементы по требованию короля должны были производиться только внутри Франции.

Определенную часть предметов интерьера сложно выразить в какой-либо стоимости, так как они являются уникальными произведениями искусства. Но, исходя из общего количества затраченных денег, все же можно вывести несколько методик подсчета:

  • Самая простая и наименее точная – простой пересчет количества серебра по современным ценам на этот металл, она дает сумму около 2,6 миллиардов евро, что явно далеко от реальности.
  • Другая методика предполагает подсчет данных о покупательской способности тогдашней валюты и расчет сметы Версаля уже на основе этих данных, по ней общая затраченная на дворец сумма – 37 миллиардов. Вероятно, это наиболее точная сумма, так как можно предположить, что в современном мире за 37 миллиардов евро возможно построить похожий дворец.
  • Третья методика более спекулятивна, она предполагает сравнение затрат с государственным бюджетом и дает сумму в почти 260 миллиардов евро, что, несмотря на богатство дворца, все же выглядит завышенным. При всем этом стоит учитывать, что затраты не были одномоментными, а растянулись на 50 лет строительства.

Версальский парково-дворцовый комплекс

Администрация дворца делит весь комплекс на ряд основных зон: само Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, а также сад и парковая часть. Все эти части Версаля доступны для осмотра, а прогуляться в парке, за некоторыми исключениями, можно даже бесплатно.

Шато

Шато на французском это просто «дворец», но одновременно и официальное название главного здания Версаля. Ехать на экскурсию в комплекс и не посетить королевский дворец нет никакого смысла, потому чаще всего он и становится первым объектом, который посещает турист.

[Not a valid template]

Пройдя через центральный вход в Версаль, посетитель попадает во внутренний двор Шато и может пройти как непосредственно во дворец, так и попасть в парк, а королевскую резиденцию осмотреть позже.

Внутри Шато главной достопримечательностью считается Зеркальный зал ­­- центральная галерея, соединяющая два крыла, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Кроме него, демонстрируются королевские покои, частные комнаты дочерей короля, спальня королевы.

Некоторая часть помещений доступна для осмотра только в составе организованных групп или экскурсий с гидом.

Также в Шато расположен музей истории Версальского дворца, несколько картинных галерей, самая известная из которых – Зал Битв, в ней полотна рассказывают про основные сражения в истории Франции. Иногда можно осмотреть интерьер Королевской Оперы, это зависит от графика подготовки к концертам.

Большой Трианон

На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон уступает размерам Шато, но далеко не каждый европейский монарх обладал основным дворцом похожего размера, так как само здание Трианона насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами.

[Not a valid template]

Большой Трианон использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию, среди гостей Большого Трианона были: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и т.д. И в нем проживали все французские правители после революции, так как Шато выполняло другие функции и использовать его в качестве основной резиденции не захотел даже Наполеон.

Внутри Большого Трианона посетителей ждет несколько комнат, полностью сохранивших интерьеры прошлых веков, спальня императрицы, несколько картинных галерей. Также довольно интересно выглядят бильярдный зал и Зеркальный салон.

Малый Трианон

А вот Малый Трианон это действительно небольшой двухэтажный особняк, который все время занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур и, после нее, Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта. Особняк отличается некоторой скромностью даже в интерьерах, хотя внутренние салоны и спальня королевы, куда сейчас пускают посетителей, декорированы достаточно богато.

[Not a valid template]

Малый Трианон выполняет функции музея Марии-Антуанетты, значительная часть предметов быта и интерьеры оригинальные, другие были восстановлены реставраторами. Также туристам показывают технические помещения, где работала прислуга – при строительстве пытались максимально изолировать обслуживающий персонал, предполагалось, что даже сервированный стол будет подниматься в столовую специальным механизмом, но эту идею так и не реализовали. Также в Малом Трианоне находится небольшой личный театр королевы, там ставили ее постановки, в которых Мария-Антуанетта сама играла на сцене.

Ферма Марии-Антуанетты

Мария-Антуанетта, у которой было много свободного времени, построила небольшую деревню возле своего особняка. Конечно это не настоящая деревня, а небольшое и даже карикатурное поселение, отражающее идеализированное представление о крестьянской жизни.

Но ферма была полностью функциональной, насчитывала 12 жилых домов, также тут жили козы, коровы, голуби, курицы и другие сельскохозяйственные животные, были сады и грядки. Королева лично доила коров и полола, хотя животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут «крестьянкам» было приказано все время соблюдать пасторальный вид.

[Not a valid template]

Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк. В целом же место выглядит очень мило, так как многие дома строились в том виде, в каком их изображали художники XVIII века на пасторальных пейзажах.

Для большего антуража дома искусственно состаривали, например – рисовали на стенах трещины краской.

Парк Версаля

Парковая часть дворцового комплекса привлекает почти столько же туристов, сколько и сам дворец, тем более что вход в парк зачастую (когда не работают фонтаны) бесплатен. Сама территория парка очень большая, около 5 квадратных километров, а разделен он на несколько условных зон, две основные:

  • Сад – непосредственно прилегающая к дворцу часть с аккуратными кустами, дорожками и бассейнами
  • Парк – классические густые насаждения с дорожками, местами для отдыха и т.д.

Почти вся парковая зона Версаля насыщена фонтанами, бассейнами и каналами. Нет смысла перечислять их все, но есть ряд самых известных и заметных: фонтан Нептуна, Большой канал, фонтан Апполона.

[Not a valid template]
Фонтаны работают не постоянно. Их включают чаще всего по выходным, в это время вход в парк становится платным.

Обойти весь парк за один раз очень сложно, многие даже не успевают дойти до Трианонов, потому на поездку в Версаль можно отвести 2 дня, тем более, что для этого продаются специальные билеты.

Мероприятия

В Версале регулярно проходят различные мероприятия, часть из них – на регулярной и постоянной основе в «горячий» туристический сезон.

Музыкальные фонтаны

Каждые выходные, а также в некоторые другие праздничные и не только даты, все фонтаны включаются на полную мощность, устраивается музыкальное шоу. Это время лучшее для посещения Версаля, так как фонтаны XVIII века действительно впечатляют.

Ночное шоу фонтанов

В туристический сезон (с мая по сентябрь) каждую субботу уже после закрытия Версаля для основной массы туристов, устраивается шоу фонтанов с музыкой, подсветкой, а заканчивается все в 11 часов вечера фейерверком над Большим каналом.

Бал

Перед началом ночного шоу в Зеркальном зале устраивается настоящий бал. Музыканты и танцоры исполняют классическую французскую музыку и демонстрируют традиционные для королевских балов танцы. Исторические костюмы, галантные кавалеры и прекрасные дамы, конечно – неотъемлемая часть этого выступления.

Другие мероприятия

Также в Версальском дворце проходят и другие мероприятия. Во-первых, это различные временные экспозиции. В галереях дворца или других постройках на территории комплекса выставляются различные картинные выставки как современных художников, так и авторов прошлого, тематические комнаты и т.д. Во-вторых, в королевской опере с недавнего времени (после реконструкции) ставятся пьесы, даются концерты. Также в Версале проводятся мастер-классы, выступления артистов и т.д., подробности рекомендуется узнавать на официальном сайте.

Информация для туристов

Сайт:

en.chateauversailles.fr

Как добраться:

Основной способ попасть в Версаль из Парижа – поезда системы RER, линия C, станция Versailles Rive Gauche. От остановки до входа в комплекс около 10 минут пешком.

Есть прямой автобус от станции метро Pont de Sevres, его номер – 171, остановка – конечная.

Также многочисленные автобусы-шаттлы организуются различными туристическими агентствами.

Стоимость посещения:

  • Полный билет (Шато, Трианоны, ферма) – 18 € или 25 € в дни работы фонтанов;
  • Двухдневный полный билет – 25 € или 30€ в дни работы фонтанов;
  • Только Шато – 15 €
  • Большой и Малый Трианоны, ферма – 10 €
  • Парк – когда выключены фонтаны вход бесплатный, когда включены билет стоит 9 €
  • Ночное шоу фонтанов – 24 €
  • Бал – 17 €
  • Бал + ночное шоу – 39 &euro.

Для детей от 0 до 5 лет вход в Версаль бесплатный. Студенты, дети от 6 до 17 лет, люди с ограниченными возможностями получают скидки.

Время работы:

  • Шато – с 9:00 до 17:30 (18:30 в высокий сезон);
  • Трианоны и ферма – с 12:00 до 17:30 (18:30);
  • Сад – с 8:00 до 18:00 (20:30);
  • Парк – с 8:00 до 18:00 (в высокий сезон с 7:00 до 20:30).

Весь комплекс всегда закрыт по понедельникам. Также есть три дополнительных выходных дня: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

*Информация может быть не точной, рекомендуется уточнять на официальном сайте Версаля перед посещением. Также Версаль или его части закрывают во время официальных визитов.

Удобства:

На территории Версаля действует кафе с террасой и едой на вынос, а также несколько точек с картошкой в мундире и соками-фреш. Возле Большого канала находится два ресторана.

Для передвижения по парку можно арендовать сигвей, велосипед или прокатиться на туристическом поезде, который за 7,5 € перевезет вас от Шато к Трианонам.

Также можно арендовать лодку для прогулок по Большому каналу и Маленькой Венеции.

Версаль на карте

Фото