Пьяцца Навона

Пьяцца Навона (итал. Piazza Navona) – одна из самых известных и популярных среди туристов площадей Рима, известная благодаря трем фонтанам, обелиску и другим достопримечательностям, которые находятся непосредственно на ней.

Площадь Навона известна со времен античного Рима. Тут находился стадион, затем – городской рынок, а за последние две сотни лет это место в центральной части итальянской столицы застроили в стиле барокко, окончательно оформив актуальный на сегодняшний день вид.

История

Как и ко многому в Риме, к пьяцца Навона свою руку приложил Цезарь, хотя в его времена это место еще не являлось полноценной городской площадью. К 46 году до нашей эры закончилось строительство форума Цезаря, который стал расширением городского форума. В честь этого самый известный римлянин на свободном месте в черте города построил временный стадион, где проводились соревнования.

Реконструкция стадиона Домициана в современном виде площади Навона Стадиона Домициана вписанный в современную пьяцца Навона

Стадион пришелся очень к месту в римской столице, простоял вплоть до 86 года нашей эры, после чего был перестроен и расширен. В отличие от уже построенного к тому времени Колизея, тут проводились не гладиаторские бои, а знакомые даже нам спортивные состязания в различных атлетических дисциплинах. Арки на внешних сторонах стадиона Домициана (именно этот император занимался перестройкой) были отданы под лавки и даже бордели, так что уже тогда это место являлось торговым.

Размер античного стадиона примерно соответствовал нынешним размерам площади Навона. Называется размер 275 на 106 метров, что вполне сопоставимо с современными футбольными стадионами. Но трибуны для зрителей были не такими масштабными, вмещали «всего» 15 тысяч зрителей. Сейчас при взгляде на Навону сверху прекрасно угадываются контуры стадиона с одной закругленной стороной.

К V веку место пришло в упадок , а в Средневековье стадион был разрушен, так как сам по себе он обветшал, а спортивные состязания тогда уже давно не проводились. Произошло это не позднее XII века и фактически уже тогда место обрело вид площади.

Многие из зданий, окружающие сегодня площадь Навона в Риме, построены на фундаменте стадиона. Отдельного внимания в аспекте истории заслуживает церковь Сант-Агнесе-ин-Агоне, выходящая на центр пьяццы на западной стороне. Она посвящена святой Агнессе, христианской мученице. Девушка росла в христианской семье в IV веке нашей эры, в те времена еще сохранялись гонения на христиан. Она приняла обет безбрачия, но, по легенде, ее хотели женить на сыне префекта. После отказа девушку обрили и голой отвели в бордель, находящийся в стадионе. Дальше, согласно легендарной версии, ни один мужчина не смог ей овладеть, а волосы чудесным образом отросли. В конце концов Агнессу казнили. А в XII веке на месте того самого борделя построили церковь, которую уже в XVII веке перестроили и в этом виде мы видим ее сегодня.

Пьяцца Навона в XVII веке на картине неизвестного художника римской школы Навона в XVII веке на картине неизвестного художника

Площадь все это время была рыночной, иногда здесь проводились городские праздники. Так было до XVII века, когда началась глобальная перестройка площади Навона. Именно в этот период был построен самый большой из трех фонтанов – Четырех рек, два других, более ранних, перестроены, также появилась и другая достопримечательность – палаццо Памфили.

Название площади произошло от греческого «агон», в переводе – состязание. В итальянском языке слово трансформировалось из agone в n’agone, ну и затем в нынешнее navone.

Городской продуктовый рынок просуществовал до 1869 года, но площадь за это время практически не менялась. После переноса рынка, она окончательно стала местом для отдыха горожан и туристов. Сегодня лишь на рождество на пьяцца Навона разрешено вести торговлю сувенирами.

Пьяцца Навона как туристический объект

Навона – одна из самых известных городских площадей, популярная среди туристов. Место можно сравнить с московским Арбатом, здесь тоже на большом пешеходном пространстве находятся уличные торговцы сувенирами, художники, работают кафе, есть места для отдыха.

Также туристов привлекает не только площадь, но и отдельные достопримечательности на ней: три фонтана, обелиск, дворцы, церкви. Навона входит в любой туристический маршрут или экскурсию по Риму, чему способствует и удобное расположение в центре города неподалеку от других достопримечательностей.

Видео

Достопримечательности на площади

Говоря о площади Навона в Риме нельзя не рассказать отдельно о всех интересных объектах, которые тут находятся. Все они имеют свою историю, культурную и художественную ценность.

Фонтаны

Три разных фонтана: Рек, Мавра и Нептуна, являются самыми известными навонскими достопримечательностями. Два из них небольшие, а Фонтан четырех рек является центральным. Хотя все они выполнены в едином архитектурном стиле одним автором.

Фонтаны Нептуна и Мавра

Расположены симметрично на севере и юге площади, оба построены в 1576 году Джакомо делла Порта. Но тогда на современные версии они были похожи лишь расположением и формой.

Первым доработке подвергся фонтан Мавра. Архитектор Джованни Бернини в середине XVII века построил центральный Фонтан четырех рек, а после него получил заказ на доработку южного фонтана. На тот момент он украшен лишь скульптурами тритонов, в центре было пусто. Но Олимпия Майдалькини, фаворитка папы Иннокентия X, имевшая огромную власть в государстве, заказала новую статую. В итоге по проекту Бернини статую мавра, борющегося с дельфином, выполнил Джованни Мари, а фонтан был доработан и стал выглядеть так же, как и сейчас, но утратил оригинальную форму, хотя и стал больше.

Фонтаны Нептуна (слева) и Мавра (справа) в Риме Фонтаны Нептуна (слева) и Мавра (справа)
Интересно, что сейчас фонтан Мавра украшают не оригинальные скульптуры, а их копии. Оригиналы в конце XIX века перенесли с Навоны на виллу Боргезе для лучшего сохранения и более надежной защиты от вандалов.

Фонтан Нептуна на пьяцца Навона додели гораздо позже. Бернини тоже приложил к нему руку, изменив форму бассейнов и расширив их площадь, но все скульптуры установили в 1878 году. Автором стал Антонио Битта, скульптор постарался сохранить стиль фонтана Мавра и, по мнению большинства, ему это удалось.

Фонтан четырех рек

Но главным объектом самой площади Навона является Фонтан четырех рек, который находится точно в ее центре, напротив дворца Памфили. Построен он был с нуля (закончен в 1651 году) Джованни Бернини по заказу Джамбаттисто Памфили, более известного как папа Иннокентий X.

Еще до строительства фонтана папа задумал установить напротив своего дворца обелиск, а для архитекторов был объявлен конкурс на лучшую композицию. Изначально Бернини не участвовал в нем, так как в результате интриг между римскими архитекторами его репутация была серьезно подорвана. Но в итоге родственник представил папе Иннокентию X проект фонтана, который так сильно ему понравился, что Бернини был выбран как исполнитель заказа.

Основание Фонтана Четырех Рек, сверху установлен обелиск Основание Фонтана Четырех Рек, сверху установлен обелиск

Фонтан посвящен рекам четырех частей мира. Азию представляет Ганг – изображен как мужчина с веслом, символизирующим активное судоходство. Африка представлена Нилом, статуя изображена с закрытыми глазами, якобы потому что в XVII исток не был известен. Не так давно открытой Америке посвящена статуя в честь Ла-Платы на горе монет – символ богатства. А Европа представлена Дунаем, оформленным с использованием геральдики папства. В центре Фонтана четырех рек установлен псевдоегипетский обелиск, перевезенный из другого места.

Интересно, что именно папа римский был заказчиком фонтана, украшенного скульптурами речных богов – по сути, языческими элементами, не сочетающимися с христианством.
С расположением фигур и закрытыми глазами Нила связана своя история. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне оформлялась противником Бернини — Франческо Борромини. Якобы поэтому три фигуры отвернуты от нее в стороны, а находящаяся напротив изображена с закрытыми глазами. Но против этой версии говорит то, что фонтан был закончен в 1651 году, а Борромини начал работы над фасадом (само здания строил другой человек) годом позже.

Интересно, что Фонтан четырех рек и два других фонтана Навоны снабжаются работающим и сегодня античным акведуком Аква Вирго. Он же снабжал и самый известный фонтан Рима – Треви (до 2007 года), а также фонтан Баркачча на площади Испании.

Обелиск

Знаменитый обелиск, сегодня украшающий центр площади Навона и венчающий Фонтан четырех рек, на самом деле не египетский. Он называется обелиск Agonale, высота – 16,53 метра, является имитацией. Но все же имитация древняя, созданная во времена Домициана, который являлся большим любителем обелисков – некоторые из римских были привезены именно в его эпоху, а кроме обелиска Навоны существует еще несколько других имитаций, созданных в Египте по его заказу.

Обелиск с площади пьяцца Навона в Риме Обелиск с площади пьяцца Навона в Риме

Ранее он был установлен в цирке на Аппиевой дороге, где долгое время лежал среди развалин. Когда его нашли – постамента не хватало, а сам обелиск был расколот на несколько частей. Папа Иннокентий X считал его оригинальным, привезенным во времена Каракаллы и решил установить на пьяцца Навона напротив своего дворца, украсив вершину геральдическим знаком в виде голубя с веткой оливы.

Позже было установлено, что обелиск не является оригинальным египетским. В I веке нашей эры он был вырезан из гранита на территории Египта, привезен в Рим, где на него нанесли псевдоегипетские надписи.

Палаццо Памфили

Одно из двух главных зданий окружающей площадь архитектуры – дворец рода Памфили. На сегодня оно интересно в основном своей историей и красивым внешним видом.

Построен этот палаццо по заказу все того же папы Иннокентия X. Несколько зданий, ранее находившихся на месте особняка, принадлежали роду еще с конца XV века. Сам Иннокентий начал вместо них строить дворец сразу по восхождению на папский престол – в 1644 году. Работы закончили в 1650, но сам папа тут не жил, он подарил готовое здание своей любовнице Олимпии Майдалькини. Внутри палаццо Памфили находятся 23 шикарно оформленных зала, есть внутренние дворы, а позднее к нему присоединили церковь святой Агнессы.

Палаццо Памфили, сегодня - бразильское посольство Палаццо Памфили, сегодня - бразильское посольство

Но сегодня посетителей во дворец не пускают. Уже почти сотню лет здание занимает посольство Бразилии, а с 1964 года посольство стало не просто арендатором, а полноценным владельцем дворца. Так что туристам остается лишь любоваться наружным фасадом.

Сант-Аньезе-ин-Агоне (церковь святой Агнессы)

Историю мученичества Агнессы, которой посвящена церковь, можно прочитать в разделе история пьяццы Навона. Девушка была казнена тут же на площади, затем над этим место была построена небольшая церковь. Нынешние здание было заказано все тем же папой Иннокентием X, который решил расширить старую церковь и сделать ее примыкающей к собственному дворцу, чтобы можно было участвовать в службах не покидая дома.

Работы начали в 1652 году по проекту Джироламо Райнальди и его сына. Но изначальная версия храма, сильно поднятого над уровнем земли, с вогнутым фасадом, встретила серьезную критику. Райнальди уже спустя год был заменен на другого архитектора, Борромини, который серьезно переделал проект. Но и его не воплотили в жизнь – папа умер в 1655 году, его племянник, Камилло Памфили, ставший наследником, спустя два года уволил Борромини и вернул Райнальди, который снова изменил проект. Но и в этот раз церковь не закончили — Камилло так же скончался и дальше церковью занялась Олимпия, бывшая любовница Иннокентия, которая наняла на работу своего любимца Барнини, который строил Фонтан четырех рек. Но он тоже был уволен в 1668 году сыном Олимпии и Райнальди опять был восстановлен в качестве архитектора и на этот раз уже закончил церковь.

Церковь святой Агнессы, главная архитектурная доминанта Навоны Церковь святой Агнессы, главная архитектурная доминанта Навоны

Сегодня Сант-Аньезе-ин-Агоне на пьяцца Навона является действующей католической церковью. Она известная своим красивым фасадом, доминирующем на площади, оригинальными интерьерами. Внутри хранится прах Иннокентия X и череп Агнессы.

Ностра Синьйора дель Сакро Куоре

Вторая церковь, которая находится на площади Навона. Эта совсем небольшая церковь появилась в XII веке, но выглядела, конечно, иначе. В 1450 году ее глобально перестроили, а в самом начале XVI века передали испанцам – долгое время Сакро Куоре была национальной испанской церковью в Риме.

Второй хран на пьяцца Навона, гораздо менее заметный, чем церковь Агнессы Второй хран на пьяцца Навона, гораздо менее заметный, чем церковь Агнессы

В XIX веке прошла еще одна реконструкция, во время которой фасад был перенесен на противоположную сторону здания и стал выходить непосредственно на площадь. Последние изменения были внесены в 1931 году – значительная часть церкви была снесена, так как прокладывали новую улицу.

Палаццо Браски, музей Рима

Одно из исторических зданий на пьяцца Навона (вход находится не на площади, а на улице Панталео) начало строиться в самом конце XVIII века племянником герцога в качестве личного дворца. Но работы были прерваны в 1798 году из-за оккупации страны войсками Наполеона, при этом были конфискованы предметы роскоши (но с выплатой компенсации), а герцог Луиджи Браски стал мэром Рима и в это время уже жил в своем дворце.

Палаццо Браски, он же музей Рима (здание за фонтаном с красной вывеской) Палаццо Браски, он же музей Рима (здание за фонтаном с красной вывеской)

Но со смертью Луиджи семья обеднела и в 1871 палаццо Браски продали государству, которое расположило в нем министерство внутренних дел. Далее дворец занимал штаб Муссолини, а сразу после войны из него сделали приют для 300 семей беженцев. К сожалению, беженцы сильно повредили внутренние интерьеры. А в 1952 году дворец Браски переделали в музей: были восстановлены внутренние интерьеры, холл украшен статуями, а экспозицию посвятили истории Рима. Сейчас здесь хранятся рисунки, фотографии и художественные картины, рассказывающие историю города.

Развалины стадиона

Любителей античности может заинтересовать небольшая достопримечательность Навоны – маленький участок стадиона, на месте которого построена площадь. Остатки постройки нашли в XIX веке, это всего лишь несколько арок северного входа и несущие стены, которые можно увидеть в нишах одного из домой на северной части площади. Для этого нужно подходить не со стороны самой Навоны, а обойти ряд зданий на улицу, идущую за площадью. Руины находятся в небольшой арке и просто отгорожены забором.

Остатки стадиона Домицина, выставленные в музее. Часть из них видна в арке с улицы Остатки стадиона Домицина, выставленные в музее

Говорящая статуя Пасквино, «пасквили»

Строго говоря, эта достопримечательность находится не площади Навона, а на своей собственной пьяцца ди Пасквино. Чтобы найти статую, нужно дойти до южного конца Навоны и повернуть направо в узкий переулок. Через десяток метров, сразу, как переулок закончится, нужно повернуть голову налево – статуя будет там.

Пасквинская статуя входит в список так называемых «говорящих статуй», которых всего шесть. Со времен Средневековья именно на эти статуи горожане клеили анонимные стихи, которые потом мог читать любой желающий. Как не сложно догадаться, обычно речь в них шла про действующие власти города или страны. И именно благодаря этой статуе появился термин «пасквиль».

Статуя Пасквино неподалеку от пьяцца Навона, на постаменте видны Пасквили Статуя Пасквино неподалеку от пьяцца Навона, на постаменте видны Пасквили

Сегодня статуя Пасквино – сильно разрушенный мужской торс, найденный в XIV веке, при строительстве. Историки саму скульптуру датируют III веком до нашей эры, страной происхождения называют Грецию, но так же это может быть и римская копия. Кто изображен – неизвестно, но, по наиболее распространенной версии, это царь Менелай.

Раньше Пасквинская статуя находилась в другом месте, а название получила благодаря некоему мастеру поэзии. Эта версия полулегендарная, есть множество различных вариантов, кем мог быть маэстро Пасквино: учителем латыни, сапожником, цирюльником, трактирщиком и т.д. История не сохранила точных данных. А в 1501 году статую перенесли на нынешнее место, в 1505 на праздники ее начали украшать и примерно в то же время возле нее стали выступать ораторы и поэты, а на пьедестал клеили анонимки. Традиция сохраняется и сегодня, только на сам пьедестал клеить ничего нельзя, городские власти установили рядом со статуей специальную доску. Но это запрет практически не соблюдают.

Где находится

Пьяцца Навона расположена в центре Рима, неподалеку от других известных достопримечательностей. Так Римский пантеон находится буквально на соседней улице, всего в 300 метрах. До Форума и Колизея – всего 1,5 километра. А Замок Святого ангела расположен на противоположном берегу Тибра, по прямой от Навоны до него 600 метров.

Карта

Информация для туристов

Время работы

Площадь открыта круглосуточно, заведения работают до 23:00, некоторые – до часу или двух ночи.

Вход

Бесплатный.

Время работы фонтанов

Круглосуточно.

Ближайшие остановки

Автобусные – Senato, Zanardelli, Corso Rinascimento.

Фото