Базилика Сакре-Кер

SakreKer

Базилика Сакре-Кер (фр. Basilique du Sacré Cœur) – один из главных храмов Парижа, уступающий по известности Нотр-даму и не имеющей такой длинной истории, но все же являющийся популярной достопримечательностью во многом из-за удачного расположения.

Сакре-Кер в Париже виден едва ли не с любой точки, так как находится на самой высокой части города – холме Монмартр. Также базилика лидирует и по размеру среди всех парижских храмовых сооружений. По туристической популярности Сакре-Кер конечно уступает увековеченному в произведении Гюго и отметившему свое 850-летие Собору Парижской Богоматери, но второе место по известности у гостей города – тоже хороший результат для достопримечательности.

История

Церковь на Монмартре была заложена 1875 году, а окончательно работы завершились только в 1923, прервавшись из-за Первой мировой войны. Но закладке предшествовали несколько лет горячих споров и судебных разбирательств.

Предыстория, причины и спонсоры строительства

Началась история Сакре-Кер 4 сентября 1870 года. Эта дата знакома каждому французу, так как в тот день парижане узнали про разгром армии и пленение Наполеона IIIв битве при Седане в рамках Франко-прусской войны. Горожане начали массовые протесты, которые привели к провозглашению Третьей Республики и отставке императора. А германцы тем временем шли к Парижу, чтобы спустя две недели взять столицу в осаду.

Самое начало строительства Сакре-Кер (1882 год)
Фото от 1882 года, на котором видна стройка будущей базилики Сакре-Кер

4 сентября, вместе с провозглашением Республики, епископ Нанта, который является также главой католической епархии Франции, выпустил свой текст, в котором клеймил несколько последних десятилетий жизни государства и утверждал, что поражение в войне – божье наказание за «эпоху распутства». Этим вдохновился Александр Лежентиль, богатый французский торговец и филантроп, который в январе 1871 года поклялся построить католический храм, чтобы «получить бесконечную милость святого сердца господа Иисуса Христа».

Название базилики переводится на русский язык как «Святое Сердце», подразумевая сердце Христа.

Лежентиль заручился поддержкой своего духовника, священника Гюстава Аргана, и родственника – известного художника Хьюберта Рохо де Флери. Де Флери и Лежентиль, пользуясь своим высоким положением в парижском обществе, привлекли других видных горожан к проекту и занялись его реализацией.

Место для строительства – холм Монмартр – был выбран не случайно. Различные храмы находились на вершине еще со времен Античного Рима, и даже топоним предположительно появился как производное от «храм Марса». Затем тут располагались и христианские святыни. Но на момент возникновения идеи строительства нового собора вершина холма была занята различными развлекательными заведениями: лавками, тавернами, садами и т.д.

Вид Сакре-Кер в 1889 году
Сакре-Кер в 1889 году, здание приобрело узнаваемый облик

Это привело к необходимости начать слушания и судебные тяжбы, чтобы признать проект Сакре-Кер общественно значимым. В свою очередь, такое признание позволило бы экспроприировать земли в случае отказа владельцев продать их. Конечно, такой подход к делу породил противодействие в обществе, но в итоге 24 июля 1873 года закон все же был принят. Кроме заверения значимости постройки он также предполагал, что базилика будет строиться исключительно на пожертвования, после чего навсегда передается для католических богослужений.

Выбор в качестве места расположения холма Монмартр имеет и другое значение – идеологи строительства так же хотели искупить грехи времен Парижской коммуны. Коммунары вместе с солдатами именно на этом месте 18 сентября 1871 года расстреляли генералов Тома и Леконта. Но вопрос основной идеи и мотивации строительства Сакре-Кер остается дискуссионным по сей день.

Ход работ

Архитектора Сакре-Кер выбирали на основе открытого конкурса, на который было отправлено 76 проектов. Выиграл конкурс Поль Абади, который представил необычный для католической Франции дизайн в византийском стиле, а не господствовавшем тогда необарокко. Но из-за растянутых сроков строительства над Сакер-Кер поработало 5 главных архитекторов:

  • Поль Абади (1884-1886);
  • Чарльз Лесне (1886-1891);
  • Анри-Пьер Ролин (1891-1904);
  • Люсьен Магне (1904-1916);
  • Жан-Луи Юло (1916-1924).

Официальная церемония старта строительства парижской базилики прошла 16 июня 1875 года, но работы скоро были остановлены. Обнаружилась проблема с почвой – холм был изрыт шахтами для добычи камня и потребовались работы по укреплению. Для этого вырыли 83 скважины глубиной более 30 метров, которые залили бетоном, по аналогии с современными сваями.

Но работы все равно затянулись – неф возвели к 1891 году, колокольню закончили в 1912, а работы с фасадом растянулись до 1914 года. На 17 октября 1914 уже была запланирована процедура освящения, которой помешала Первая мировая война. В итоге церемония прошла только 16 октября 1919, но сразу же церковь получила титул базилики. А внутренние отделочные работы продолжались до 1923 года, затем еще вплоть до 30-х годов XX века возле Сакре-Кер строились административные и жилые здания, так что общий срок строительства комплекса составил более 50 лет.

Церемония освящения Сакре-Кер (16 октября 1919)
Процессия освящения Сакре-Кер, прошла 16 октября 1919
Базиликой в католичестве называют храмы, имеющие особую важность для паломников и простых верующих. Статус даруется лично папой римским или комиссией, которой он передает права. Сакре-кер носит титул «малой базилики», как и еще чуть более 1500 храмов во всем мире.

Архитектура

Архитектурный стиль, в котором выполнена базилика Сакре-кер, до сих пор вызывает некоторые вопросы у специалистов. Изначально он был определен как римско-византийский, но, в том числе благодаря изменениям, которые вносились в проект относительно изначального, стал ближе к греко-византийскому.

Базилика построена в форме греческого креста и ориентирована на юг и север, а не восток и запад, как большинство храмов. Считается, что это сделано для лучшего вида на Париж. При этом ориентация выбрана так, что Сакре-кер смотрит точно на Нотр-дам де Пари.

План храма
Общий план Сакре-Кер

Конструкция и размеры

По своему типу Сакре-кер относят к купольным храмам, что тоже не типично для европейской архитектуры. Основная часть, неф, по центру увенчана главным куполом и четырьмя небольшими по углам. Еще один купол находится над аспидом, он венчает высокую башню, в которой находится колокол. Размер храма – 85 метров на 35.

Высота главного купола – 54,94 метра во внутренней части, диаметр – 16 метров. Общая высота со шпилем – 83 метра. Также центральный купол Сакре-кер является и смотровой площадкой, на которую ведет винтовая лестница. С уровня колоннады открывается вид на весь Париж, в погожий день видимость превышает 50 км.

До строительства Эйфелевой башни именно купола Сакре-кер были самой высокой точкой города.

Строительный материал

Отдельного внимания заслуживает белый камень, из которого сложена базилика. Сегодня он известен как травертин, из такого же минерала построены некоторые другие достопримечательности, например – Колизей. Конкретно тот камень, который использовался для строительства Сакре-кер, добывался во Франции там же, где и камень для Триумфальной арки.

Но его основная особенность – самоочистка при контакте с водой (дождем). На поверхность камня вымывается небольшое количество кальцита, что позволяет Сакре-кер всегда оставаться белоснежной. Другие достопримечательности, как, например, Нотр-дам, со временем из-за копоти и выхлопных газов мегаполиса стали серыми, но базилике это не грозит благодаря удачному выбору камня для строительства.

Слой копоти на верхнем этаже
Слой копоти на верху Сакре-Кер, куда не попадает дождевая вода
На некоторые участки дождевая вода не попадает, таких мест довольно много на смотровой площадке. По ним прекрасно видно огромное количество копоти, которое оседает на парижские здания.

Внутренний интерьер и объекты

Изнутри Сакре-кер является большим католическим храмом со всеми его традиционными элементами: рядами резных лавок, статуями, витражами и т.д. Но отдельные элементы являются уникальными и заслуживающими внимания туриста.

Мозаика

Отдельной достопримечательностью в Сакре-кер является огромная мозаика, украшающая купол аспида. Ее выложили в 1923 году, общая площадь составила 475 квадратных метров, что делает мозаику Сакре-кер самой большой во Франции и одной из самых больших в мире.

Знаменитая мозаика Сакре-Кер
Знаменитая мозаика внутри базилики Сакре-Кер

На ней изображен Иисус в белом облачении, указывающий на свое золотое сердце. Вокруг него расположены святые защитники государства: Михаил, Дева Мария, Жанна Дарк и т.д. Также на мозаике присутствуют фигуры, символизирующие все континенты планеты и изображения различных исторических событий. Есть и другие детали на огромном изображении, все они несут некий сакральный смысл.

После Второй мировой войны на мозаику добавили надпись «благодарный».

Колокол

В Сакре-кер отбивают звон в огромный колокол, отлитый в 1895 году. Вес изделия – 18,835 кг, молота – 1200 кг, а удерживающего механизма – более 7 тонн. Интересно, что колокол был отлит в Савойе и передан в дар в благодарность Франции за аннексию территорий, который до 1860 года входили в состав Италии.

Орган

Важным элементом базилики Сакре-кер орган. Музыкальный инструмент является одним из самых больших в мире, потому назван достаточно просто – Большой Орган. Его создали в 1898 году для дворца барона Альберта Эспи, где он так и не был установлен, несколько лет пролежал на складе и был перепродан. В итоге орган купила базилика Сакре-кер в 1919 году.

Инструмент регулярно используется, но находится в плачевном состоянии. В последний раз реконструкция проходила в 1985 году и не была полной. Некоторые элементы нельзя использовать из-за износа, а трубы покрыты толстым слоем пыли. Руководство базилики собирает пожертвования на ремонт органа.

Крипта

Часть крипты
Внутри крипты под базиликой

Под зданием церкви, точнее – под алтарем, находится большая крипта, где периодически проходят процессии, ее размеры это позволяют. В крипте покоится прах ряда людей, в частности тут захоронена урна с сердцем Александра Лежентиля. Именно в крипте можно увидеть торжественно заложенный первый камень розового мрамора, с которого началось строительство. Также в крипте находится церковная сокровищница.

Статуи

Портик у входа в Сакре-кер оформлен двумя большими бронзовыми конными статуями. Одна изображает национальную героиню Франции – Жанну Дарк, а другая – статуя короля Людовика IX, известного сегодня как Людовик Святой. Между конными статуями в арке находится уже каменная статуя Иисуса Христа.

На крыше базилики находится еще одна бронзовая статуя, изображающая архангела Михаила в доспехах, поражающего копьем змея.

Одна из двух конных статуй и статуя на крыше
Конная статуя Людовика Святого и статуя на крыше Сакре-Кер

Фасад Сакре-кер украшен большим количеством различных скульптурных элементов, в том числе традиционными для Франции горгульями. Среди них особо выделяется горгулья в виде свиньи.

Туристическое значение

История популярности Сакре-кер повторяет историю Эйфелевой башни – изначально жители города были против постройки не вписывающегося в архитектуру и доминирующего над городом храма на вершине самого высокого холма. Но, как и башня, базилика в итоге стала одним из городских символов и сегодня едва ли найдется парижанин, представляющий свой город без этой белой церкви.

Сегодня базилика Сакре-кер входит в топ самых популярных туристических мест. Почти любой турист посещает Монмартр, но даже и без подъема церковь видна со всего Парижа, из-за чего ее часто называют самой фотографируемой достопримечательностью. Привлекает туристов и возможность подняться на смотровую площадку на главном куполе.

Вид со смотровой площадки на Париж
Вид с крыши Сакре-Кер на Париж (видна Эйфелева башня)
Существует и суеверие, что парадоксально, так как суеверия и магия не совместимы с христианской верой. Но все же считается, что нужно потереть ногу скульптуры Петра внутри Сакре-кер и загадать при этом желание.

Где находится

Найти или увидеть Сакре-кер легко, но добраться немного сложнее. Несмотря на расположение в центре Парижа, от ближайших станций метро к базилике придется немного пройтись (около 500 метров по прямой) или подъехать на автобусе или фуникулере.

Карта

Информация для туристов

Сайт

www.sacre-coeur-montmartre.com

Время работы

Базилика открыта для всех желающих с 6:00 до 22:30.

Службы

От 3 до 5 раз в день (в зависимости от дня недели) в базилике проходят мессы, время в нужный день лучше уточнять на сайте, но каждый день есть мессы на 7, 11 и 22 час.

Смотровая площадка

Работает с 8:30 до 20:00 или с 9:00 до 17:00 в зависимости от времени года, также может закрываться во время плохих погодных условий.

Вход платный, находится с внешней стороны. Подняться на купол можно только по ступенькам, лифта нет.

Ограничения

Доступа в крипту и к органу у посетителей нет. Органные концерты на регулярной основе не проводятся, только во время некоторых церковных праздников.

В базилике запрещено фотографировать, сохраняется режим тишины. В первую очередь это действующая церковь и уже во вторую – туристический объект.

Экскурсии

Так как Сакре-кер – действующая церковь, экскурсии внутри не проводятся. Но доступен аудиогид, который можно бесплатно скачать на мобильное устройство.

Ночное посещение

В Сакре-кер можно заранее записаться на ночную молитву, но это не туристическое, а духовное мероприятие. В программу входит общая месса в 10 вечера, после чего, уже после закрытия базилики, каждый получает время для персональный молитвы длительностью в час или более. Утром служится еще одна месса и подается завтрак.

Как добраться

Ближайшие станции метро — Jules Joffrin, Pigalle, Anvers, Abbesses (ветки M2 и M12), затем можно сесть на автобус, фуникулер или подняться пешком по ступеням.

Фото